О Даширабдане Батожабае
МАТЕРИАЛЫ
Автор: Пурбо Дамбиев
писатель, поэт
Молодой писатель Пурбо Дамбиев с авторской позиции делится своими впечатлениями о произведениях Даширабдана Батожабая и размышляет о том, почему писатель становится всё более актуальными именно сейчас.

Ещё в конце лета со мной связалась Сэсэг Эрдыниева с предложением написать небольшой текст о Даширабдане Батожабае, а лучше текст большой и красочный. Времени не было, но я согласился и не раз себя за это корил.

Проблема была в том, что это не самый любимый мой писатель, хотя вне всяких сомнений очень важный. И нужно было понять почему. Почему для целого народа именно его творчество актуально ныне, почему именно он становится настолько значимой личностью?

Хочу написать сразу, что я не филолог, не литератор, не литературный критик, дальнейший текст это моё субъективное видение творчества и жизни писателя.

Даширабдан Одбоевич родился в 1921 году в Догое.

Территория бывшего Агинского бурятского автономного округа – это родина многих людей, которые создали образ современной Бурятии. Из дореволюционных общественных деятелей: просветитель и дипломат Буда Рабданов, меценат, просветитель, предприниматель Пётр Бадмаев, лама, учёный, дипломат Агван Доржиев, разведчик, путешественник, ученый Гомбожаб Цыбиков.

В смутные годы революций себя показали учёные, революционеры, патриоты бурятского народа Цыбен Жамцарано, Базар Барадийн, Даши Сампилон.

Неправильно считать Догой, Могойтуй и Агу местами глухими и дикими. Здесь рождались люди, которые меняли наш центрально-азиатский и дальневосточный регион. Имена вышеперечисленных были тогда не просто на слуху, их любили, уважали, обсуждали – это главные герои тех лет.

1921 год значим для тех мест ещё и тем, что в том году была образована Бурят-монгольская автономная область в составе ДВР. Это время великих потрясений и великих надежд. Новое государство утверждало братство народов, войну империализму и колониализму, веру в прогресс.

Догой менялся и очень быстро. Возникали колхозы, проходила электрификация, механизация труда, стандартизировалось образование, шла борьба с религиозными институтами. Богатейшие роды нищали, сбегали за границу, исчезали, новые люди делали партийную карьеру.

Всё это фон для растущего мальчика. В тридцатые годы большинство героев двадцатых годов сгинут в тюрьмах и лагерях. Мне кажется, что сама атмосфера смутного времени наложила определенный отпечаток на мировоззрении Даширабдана - это вера что возможно всё, любовь к авантюре, отвага, тяга к приключениям. Это лучшие черты его литературных работ. Возможно у меня синдром поиска глубинного смысла, но мне кажется, умение прятать свои посылы, шифровать их так же наследие среды и времени.

В его биографии указано, что в 1936 году он поступил в Улан-Удэнский театрально-музыкальный техникум и после окончания учёбы был актёром Бурятского драматического театра.

Это важный момент биографии, так как тут закладываются очень важные умения писателя. Понимание того как удерживать внимание читателя и зрителя, крепкая фабула. Нет случайности в том, что именно Батожабая из всех бурятских авторов первым экранизировали. Если отмести все детали, то сюжеты его работ просты и понятны, в них много ярких образов, много действий. Это позволяет сопереживать героям, держать зрителя в напряжении, но не в постоянном. Эти волны расслабления, когда текст наполнен мелкими деталями, портретами, описаниями переходят в части с активным действием, схватки, погони.

И до Даширабдана было много талантливых бурятских писателей, но Батожабай подходит к писательству как к делу, как к ремеслу, в котором можно добиться мастерства. Если сравнить его ранние пьесы и поздние произведения, то виден даже не прогресс, а настоящий прорыв.

Его участие в Великой Отечественной войне часть образа, которое создавало государство. Высокий, большеглазый бурят-монгол актёр, в форме лётчика. Красивый образ интеллигента из числа национальных меньшинств, который стал в СССР не кем-нибудь, а лётчиком (авиация как хайтек того времени), теперь защищает границы огромной страны. Даширабдан Батожабай честно отслужил в авиации на борту бомбардировщика и вернулся живым.

Это очень одаренный творческий человек, так как после войны он успел поработать и в газете «Бурят-Монголой унэн», редактором литературной редакции в радиокомитете и художником-оформителем в Агинском Бурятском национальном округе.

В 1952 году Батожабай поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. Он много пишет, работает до самой своей смерти в 1977м году.

Но жизнь писателя это не годы, а те произведения, что он написал.

И вновь возвращаюсь к вопросу, почему именно Даширабдан Одбоевич сейчас нужен бурятам?

Любой писатель немного программирует своего читателя, предлагает свои идеалы, представления о нём самом.

Батожабай родился и вырос в тёмные и жестокие времена потрясений, гражданских войн, встретил юность в огне Отечественной войны, при этом не потерял человеческого достоинства и творил удивительно светлые вещи с мощным гуманистическим посылом.

Его любимые герои это буряты, физически крепкие и сильные, но так же сильные душевно, способные менять не только реальность вокруг, но и себя. Главный экшен его книг это именно изменение взглядов, поиск того самого заплутавшего счастья. Сильная личность, которая способна побороть себя вчерашнего, действием доказывающая своё перевоплощение и личностный рост.

Да, они зачастую пешки в чужой игре, но это не отменяет того, что они живые люди и всегда идут от нищеты, неволи и отчаяния к лучшей жизни.

Если посмотреть историю нашего народа, то мы именно такие. В 19 веке мы лихо рванули из феодальной и кочевой жизни в капитализм, затем в коммунизм, а затем вновь в рыночные отношения. Не прошло и двух веков как мы несколько раз изменились настолько радикально, при этом сохранили себя. Это внушает оптимизм. Люди, которые пережили такое, способны пережить что угодно.

Но не только этим примечательны его работы.

Факт, который всегда на поверхности чаще всего незаметен. Он пишет то, что многие снобы считают лёгким жанром. Это небольшие пьесы, авантюрные романы и приключения.
Но именно такого рода произведения ныне не просто актуальны, именно таким языком в 21м веке мы говорим о серьёзных вещах.

Основные произведения которые воспитали моё поколение и воспитывают новые написаны в жанре фэнтэзи – Властелин колец и Гарри Поттер. Весь мир был впечатлен экзистенциональными вопросами в сериале «Настоящий детектив».

Батожабай один из немногих писателей Бурятии который не писал пафосных эпосов и классических русских романов. Он писал в лёгком жанре и по законам лёгкого жанра, этого не стеснялся, но наполнял свои текста большим смыслом, писал с любовью, думал не только над тем, как это будут читать, но и предполагал, что это можно экранизировать или поставить в театре. И внезапно угадал будущий тренд развития литературы.

Я не считаю, что Батожабай написал вместо Калашникова «Жестокий век». Эти слухи есть неуважение к Исаю Калистратовичу, а он уважения достоин. Если бы писал Батожабай, вышло бы куда более увлекательно, и это точно бы купил Нетфликс, но, наверное, мы потеряли бы многие сильные моменты книги. Каждый из авторов уникален, Бурятия может гордиться такой плеядой замечательных прозаиков.

И последнее. О нас самих.

Даширабдан Батожабай наверняка не ставил себе жизненной цели быть спасителем бурятского языка. Не думаю, что он ставил себе цели быть великим писателем целого народа. Во всех его текстах ощущается, то как он ловил кайф от процесса, от того как идеи и мысли кочуют из его головы на бумагу и сотни людей могут это прочитать и читают. Невероятные ощущения, когда знаешь что пишешь хорошо и тебе есть что написать. В этом нет позы, в этом нет пафоса.

Но сейчас как никогда нужны работы Батожабая, так как это хороший бурятский слог, который рассказывает о том что нам никогда не пережить, это слова о любви, надежде, высоких порывах и о больших идеях. Это всё уходит далёко от того набора бытовых фраз которые мы периодически используем в жизни. Нужно уметь на родном языке рассказывать о сложных чувствах, нужно уметь на родном языке рассказывать о сложных вещах. Если говорить грубо, то это последняя сохранённая версия бурятского языка в прозе. Это нужно ценить и грех не использовать.

Мы живём на пороге времён, которые потребуют моральных и волевых качеств героев Батожабая. Нам ещё не раз понадобится его отвага и тяга к приключениям. Рекомендую к обязательному прочтению.