биография
классик бурятской литературы, один из крупнейших бурятских писателей и драматургов. Самым известным его произведением является роман-трилогия «Похищенное счастье». Роман выдержал несколько изданий на бурятском и русских языках, переведен на монгольский, старомонгольский, украинский, литовский языки.

Батожабай писал произведения в различных жанрах: от басен и поэм до романов и пьес. Талантливый писатель, поэт, драматург внес большой вклад в развитие бурятской литературы и искусства. Разнообразие жанров, богатство жизненных наблюдений, красочность и выразительность языка писателя, богатство и глубина идейно-философской проблематики характеризуют автора, как талантливого и самобытного художника слова.

В его честь названы улицы в городе Улан-Удэ и поселке Агинское, его имя носит Центр чтения юношества Республиканской детско-юношеской библиотеки. В 2021 году к столетию Даширабдана Батожабая в Улан-Удэ будет установлен памятник писателю, также готовится к изданию полное собрание сочинений.
Даширабдан Батожабай
Даширабдан Батожабай родился 25 августа 1921 года в улусе Догой, Могойтуйского аймака Агинского национального округа, в семье скотовода Абармитова Гомбо и его супруги Бубэй. В младенчестве Даширабдана усыновила семья Одбоевых - Батожаб и Бальжид.

Учился будущий писатель в Догойской начальной школе, продолжил учебу в поселке Агинск, затем поступил и окончил Зугалайскую семилетнюю школу.

О своем детстве Батожабай написал автобиографическую повесть «Шалхуу Рабданай хөөрөөн», в которой собрано 14 рассказов из детства писателя (отца писателя Батожаба Одбоева в обиходе называли Одбын Шалху).
В этих историях довольно подробно воспроизведена жизнь бурятского улуса тех времен, рассказано о первых жизненных уроках, преподнесенных будущему писателю и первых придуманных историях.
15-16 октября 2021 года в Буряад театре прошла премьера спектакля «Детство Батожабая/Шалхуу Рабдан». Перед зрителем предстал целый калейдоскоп забавных, интересных и смешных историй, повествующих о переживаниях и чувствах неугомонного, живого, наблюдательного мальчика Рабдана.

Первые годы

"Оба этих случая сочинительства(из повести Шалхуу Рабданай хөөрөөн», прим.) важны, на мой взгляд, тем, что выявляют природную одаренность Рабдана, способность, оттолкнувшись от конкретного факта, увязать его с другими, нафантазировать недостающие звенья и художественно воссоздать нечто цельное и убедительное, что впоследствии многократно и ярко проявилось в творчестве Даширабдана Батожабая".

Василий Найдаков "Даширабдан Батожабай. Литературный портрет"
"Даширабдан и его мать иногда усаживались друг против друга и начинали: "А помнишь, когда жили в Нуурте..." - и вспоминали давние события, глядя друг другу в глаза. Из этих разговоров было ясно, что Даширабдан был и любимым баловнем, и сорванцом".

- воспоминания Лхамасу Батожабай, жены писателя в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
С началом Великой Отечественной войны 20-летний Батожабай пошел добровольцем в армию и поступил в Улан-Удэ в учебную эскадрилью гражданского воздушного флота (ГВФ) курсантом. По воспоминаниям сослуживца Петра Казаринова, Даширабдан «среди курсантов выделялся своим ростом, веселым характером и отменными способностями».

В ноябре 1942-го его направили в Новосибирскую военно-авиационную школу летчиков авиации дальнего действия. Летную школу (учеба проходила в военном городке в Бердске) он окончил в марте 1944 года по специальности «военный летчик» с присвоением звания младшего лейтенанта авиационной службы.
На фронте будущий писатель служил летчиком, пилотом тяжёлого бомбардировщика дальней авиации. Писали и о том, что над Карпатами его самолет сбили, и он успел покинуть горящую машину, приказав штурману прыгать первым, и что в 1944 году он был представлен к ордену Красной Звезды, но наградной лист не был подписан по причине того, что была «совершена неудачная посадка».

В госпитале Батожабай написал поэму-улигер «Юный богатырь Сэнгэ и его друг Сунды Мэргэн». Она была опубликована в 1945 году в газете «Буряад-Монголой үнэн».

В 1946 году Батожабай демобилизовался.


Война
«Нас, молодых летчиков, отправляли на боевое задание поближе... Я бомбил Шалей, Мебел, Тройсбург и по берегам Балтийского моря».

- воспоминания Даширабдана Батожабая в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
«Самолет был сбит, и Даширабдан как командир приказал экипажу прыгать с парашютами, сам прыгнул последним, зацепился парашютом за верхушку дерева… Когда вернулся в часть, его обвинили в том, что был уничтожен бомбардировщик, штурмана наградили орденом Красной Звезды, а командиру экипажа ничего не дали…». По этому поводу сам Батожабай говорил, что для него «дороже всего было, что не потерял никого из экипажа».

- воспоминания Лхамасу Батожабай, жены писателя в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
После школы учился в Бурят-Монгольском театрально-музыкальном училище. Многие однокурсники Батожабая впоследствии также прославили бурятскую культуру далеко за пределами родной республики.

В 1946 году, после демобилизации, стал работать редактором республиканского радиокомитета Улан-Удэ.

В 1952 году Батожабай поступил в литературный институт имени М. Горького. В те времена Литинститут стал центром многонациональной советской литературы: среди его выпускников были представители 50 национальностей. Слушателями курсов в разные годы были писатели, поэты, публицисты и литературные критики, впоследствии получившие всесоюзную известность, среди них Николай Дамдинов, Гунга Чимитов, Евгений Евтушенко, Игорь Груздев, Вячеслав Марченко, Муса Магомедов и др.

Образование

Эта творческая среда (Литинститут, прим.), атмосфера постоянного кипения умов, относительная свобода в выборе того или иного семинара, возможность общения с именитыми писателями, обсуждения только что написанного произведения, любой волнующий проблемы - все это как нельзя больше соответствовало темпераменту Даширабдана, который в литинститутские годы сменил свою фамилию Батожапов на более звучный псевдоним Батожабай".

Василий Найдаков "Даширабдан Батожабай. Литературный портрет"
Еще подростком Даширабдан заинтересовался театром: после школы он поступил в Улан-Удэнский театрально-музыкальный техникум, а после окончания стал актёром Бурятского драматического театра.

Батожабай принял участие в I и II Декадах бурятской литературы и искусства в Москве в 1940 и 1959 годах.

Вторая Декада стала особенно важной для писателя. В Малом театре была показана его пьеса «Барометр показывает бурю», на литературной части обсуждалась первая книга романа-трилогии «Похищенное счастье» — «Одиночество», а в кинотеатре «Метрополь» состоялась премьера художественного фильма «Золотой дом», одним из сценаристов которого стал Батожабай. За литературные заслуги по итогам декады Батожабай был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С осени 1957 года до последних дней жизни заведовал литературной частью Бурятского драматического театра и активно работал над формированием его репертуара. На сцене театра были поставлены 11 спектаклей по пьесам Даширабдана Батожабая. Также, для постановки на сцене театра, писатель переводил на бурятский язык произведения Василия Шукшина, Александра Вампилова, Бориса Васильева, Африкана Бальбурова и других драматургов.



Театр
"Эта приверженность театру, верность ему на протяжении всей жизни вполне естественны: мало кто из людей, в раннем возрасте соприкоснувшихся с "волшебным миром театра", вдохнувших запах кулис, хоть как-то сопричастных ежедневному театральному "сотворению мира", впоследствии сумел уйти из этого "сладкого плена". Если ему не дано было в любом качестве работать в театре и для театра, он навсегда оставался записным театралом, поклонником Мельпомены, обязательным зрителем каждой премьеры".

"Много и напряженно работал Д.Батожабай с молодыми бурятскими драматургами, приносившими в театр свои первые пьесы. Он внимательно читал рукописи пьес, помогал авторам советами, редактировал их, продвигал на сцену".

Василий Найдаков "Даширабдан Батожабай. Литературный портрет"
"Даширабдан с 1958 года работал заведующим литературной частью Бурятского драмтеатра. Учил молодых писателей писать драматические произведения. Заставлял авторов устраивать читки своих произведений, давал советы, делал замечания.

- воспоминания Лхамасу Батожабай, жены писателя в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
Кино
По сценарию, написанному на основе повести «Адуушанай дуун» (Песня табунщика), на киностудии «Мосфильм» в 1957 году был снят художественный фильм, музыкальная комедия режиссера Андрея Фролова «Песня табунщика». По сюжету Тумэн Жаргалов, молодой табунщик из Бурят-Монголии, обладающий прекрасным голосом, едет в Москву, чтобы поступить в консерваторию, но на этом пути его ждут препятствия.

Сценарий фильма написан Батожабаем, музыка – Василия Соловьева–Седого. После выхода фильма на экраны Батожабаю было присвоено звание почетного милиционера Москвы.

К фильму «Золотой дом» Владимира Басова сценарий написал Даширабдан Батожабай в соавторстве с Гомбо Цыдынжаповым, народным артистом СССР. Картина была снята на киностудии Мосфильм в 1959 году. Музыку написал Бау Ямпилов.

В конце 1960 года фильм «Золотой дом» был показан на декаде литературы и искусства Бурятии в Москве, а в начале 1961 года он вышел на экраны Советского Союза.

Герой фильма — маленький батрак-пастушонок Арсалан — становится послушником буддийского храма. Мальчику не нравится жизнь в монастыре. Набравшись храбрости, мальчик всё-таки бежит из монастыря.


"Прекрасные пейзажи Бурятии, бешенные скачки на лошадях, быт бурятских табунщиков, растерянность молодого степняка, впервые попавшего в столицу, но нашедшего правильный путь благодаря природной одаренности и дружелюбию москвичей, работников консерватории и сотрудников милиции и многие другие сцены поставлены и сняты красочно и интересно. Фильм "Песня табунщика" убедительно показал новую судьбу бурятского народа в советское время, показал, что перед молодым бурятом в нашей стране открыты все двери".

Василий Найдаков "Даширабдан Батожабай. Литературный портрет"
"Кажется, годах в 1958-1959-х... Гомбо Цыденжапов постоянно приезжал к нам, ночевал. Это был умный, уважаемый среди людей человек, очень пробивной. Гомбо Цыденжапов с малых лет учился в дацане, дошел до звания "гэбшэ". На основании его рассказов Даширабдан написал киносценарий. Лауреат Ленинской премии из Москвы Владимир Басов редактировал этот сценарий.
Даширабдан: "Эти двое предлагают разделить мой гонорар на троих поровну. Я написал. Гомбо, пробивной человек, найдет место для съемок, добудет все необходимое для съемок, начиная с декораций, коней и всего прочего... Что я буду с ними спорить, деньги - не главное"".

- воспоминания Лхамасу Батожабай, жены писателя в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
После демобилизации в 1946 году Даширабдан написал несколько одноактных пьес («Скотоводы», «Ошибка Дагбы», «Буду агрономом», «Молодежь» и др.).

Годы учебы в Литературном институте были очень плодотворны, были написаны: рассказ «Самое дорогое», ульгэр «Мудрый Сэнгэ», повести «Багшашни хэн бэ?» (Кто твой учитель?) и «Адуушанай дуун» (Песня табунщика), многоактные пьесы «Огни на реке», «Манай колхоз дээрэ» (В нашем колхозе), «Дойбод сохилго» (Ход конём), «Барометр шуурга харуулна» (Барометр показывает бурю), первая книга трилогии «Төөригдэһэн хуби заяан» (Похищенное счастье).

В 1959 году в издательстве «Детгиз» была издана повесть «Невскрытые конверты». В разные годы были опубликованы сборники рассказов и повестей «Һэшхэлшни хаанаб?» (Где твоя совесть?) (1962), «Шалхуу Рабданай хөөрөөн» (Рассказы беспокойного Рабдана) (1991), «Мархайн хөөрөөн» (Рассказы Мархая) (2001) и другие

В последние годы Батожабай работал над историко–революционным романом «Уулые бургэд» («Горные орлы»), где изобразил один из драматических периодов гражданской войны в Сибири - периода временного падения Советской власти в Иркутске, Верхнеудинске, Чите.
литературное творчество


Вторая и третья книги трилогии «Похищенное счастье» вышли в 1962 и 1965 годах.

Трилогия представляет собой сплав традиционного фольклорного начала с традициями русского и европейского романа. Исторический и географический охват трилогии впечатляет. Писатель переносит читателя из Бурятии в Монголию и Тибет, Лондон и Берлин, Пекин и Токио, Петербург и Читу.

«Похищенное счастье» переиздавали большими тиражами в Москве, перевели на украинский, литовский, монгольский и другие языки.

«Похищенное счастье» стало первой трилогией бурятской литературы и вершиной творчества Батожабая, в которой был отражен огромный период жизни бурятского народа на рубеже XIX–ХХ веков. Читателей ждали невероятные приключения, тайные заговоры, трагическая история любви и судьба главного героя – Аламжи, его борьба и поиски похищенного счастья.
роман "Похищенное счастье"
"В течение многих лет Даширабдан Батожабай собирал материалы, готовил трилогию "Похищенное счастье". Потом в течение нескольких лет безотрывно готовил это произведение. Прежде чем сесть за машинку, днями и ночами обдумывал, "переваривал" в голове текст. Имел привычку рассказывать мне то, что придумал днем.
Хотя я уставала за день, работая над корректурой журнала, приходилось слушать то, что Одбоевич собирался печатать. Обрисовывая образы некоторых героев, он переживал за них, приходил в сильное душевное волнение.
Когда начал вторую книгу трилогии, Даширабдан трое суток - три дня, три ночи - ни на секунду не сомкнул глаз. Я ничего не могла понять, беспокоилась, всё ли у него в порядке со здоровьем, психикой, или что-то в работе у него не сходится. До того он обо всём, о чём хотел написать, рассказывал мне. А тут молчит, ничего не говорит... Я удивилась.
Сейчас я понимаю: он мысленно беседовал, спорил со своими будущими героями и совсем забывал о других людях".

"Герои романа "Похищенное счастье" Ван Тумэр, Гун Эрбэд, Жалма, Аламжи с детьми, другие любимые автором герои - образы, которые много ночей не давали спать Даширабдану Одбоевичу. Некоторые считают, что исторические произведения просто списываются с исторических документов, материалов. На самом деле факты истории писатель пропускает через свое сердце, душу, проживает вместе со своими героями из жизни, что очень нелегко".

- воспоминания Лхамасу Батожабай, жены писателя в книге Галины Раднаевой
«Жизнь, ставшая легендой. Часть I»
"Как муж заболел, наша дверь перестала закрываться с утра до вечера. Всё время приходили навещать артисты, писатели, ребята из "Буряад унэн", радио.

"Даширабдан умер 23 сентября 1977 года, в пору жёлтых листьев, проболев почти три месяца, в возрасте 56 лет.
24-го (кажется) у нас ночевало много молодых писателей: Георгий Дашабылов, Чингис Гомбоин, Дугар Дылгыров, Гарма-Доди Дамбаев, ещё кто-то, все спали на полу в зале. Так они разделили наше горе".

(Из дневника Лхамасу Батожабай)
последние годы жизни
В 1977 году Батожабаю поставили диагноз - рак пищевода.
Батожабай отказался от госпитализации и проходил лечение на дому. Врачи боролись за его жизнь, но после трех месяцев болезни писатель скончался.

"Даширабдан Батожабай был таким настоящим художником. Он творил свободно и раскованно, давал волю своей неуемной творческой фантазии, писал без оглядки на что-либо, не имеющее прямого отношения к предмету изображения. Он не боялся, что его книги не увидят света, что его пьесы не будут представлены в театрах республики. Он знал, что в бурятской писательской организации и в театре есть подлинная творческая атмосфера. Он верил, что если напишет что-то интресное, то книга будет напечатана, а пьеса увидит свет рампы. И это помогало ему быть художником-реалистом, творящим без каких-либо сковывающих ограничений.
Потому-то он и сумел создать произведения, которым жить долго".

Василий Найдаков "Даширабдан Батожабай. Литературный портрет"